Вот уже довольно продолжительное время идёт кипение страстей по поводу введения платы с грузовых автомобилей. Мы не занимаемся грузовыми перевозками и от темы далеки, но о введении новых поборов с большегрузов были предупреждены ещё в середине октября. Позволим себе процитировать стенограмму интервью Сергея Иванова:
Но проблем в отрасли по-прежнему хватает. Тарифы на перевозку по железной дороге остаются очень высокими, я бы сказал, чрезмерно высокими. В результате имеем колоссальную разбалансированность. Бизнесмены все что ни попадя стараются транспортировать по автодорогам. До абсурда доходит, когда металл и уголь на расстоянии в несколько сотен километров перевозят фурами. За эксплуатацию шоссе ведь не платишь, все, извините, на халяву. Сейчас наконец-то начнем сборы с грузовиков массой больше двенадцати тонн. Они же очень портят дорожное полотно!
Ситуация ясна: государство один раз платит за ремонт и строительство автомобильных дорог, а другой раз — выплачивает значительные трансферы в поддержку железнодорожного транспорта, у которого в тарифы входит стоимость ремонта и прокладки новых путей. Сейчас из этой ситуации будут выходить.
Проблема в том, что хорошего выхода не видно. Власти дальнобойщикам сказать нечего. Время извлечения прибылей из «народного достояния» (так дороги называют сейчас сами водители) прошло. Если занимаешься бизнесом, используя чужую собственность — плати.
И тут даже не в деньгах проблема. Дальнобои заплатят и переложат убытки на клиентов, то есть включат новый налог в тарифы. Главная проблема в том, что повышение расценок на перевозку приведёт к перетеканию клиеннтов к альтернативным транспотным компаниям. В первую очерель — к железной дороге.
Бизнес дальних автомобильных перевозок переформатируют не в пользу его участников. Поэтому государство так «ласково», «бескорыстно» и неторопливо. И приборы регистрации раздаёт бесплатно, и с введением штрафов не торопится… Это понятно.
Со другой стороны и резоны понятны. Пока была возможность (деньги), государство тянуло советскую традицию бесплатных государственных дорог. Сейчас, похоже, деньги кончились.
Есть и другая сторона этого вопроса, которая нас сильно волнует. Масса людей — блогеров и журналистов — высказались в том духе, что это налог антинародный, что правительство опять хочет обобрать простой народ… В принципе, так оно и есть, но где вы видали «пронародный» налог? Всякий налог отбирает что-то у народа, но иногда получается выиграть пользу гораздо большую, чем если бы деньги оставались в народных карманах. Можно говорить о налогах справедливых и несправедливых, это точнее. Так и что вы считаете, этот сбор с коммерческих перевозчиков является несправедливым? Мы так не считаем. А если он справедлив, то зачем так много эмоций?
У каждого, конечно, свой интерес. Кто-то теряет комфортную бизнес-нишу и возмущён этим. Кто-то мечтает о чилийском варианте забастовки дальнобоев, и подогревает страсти. Вынуждены констатировать: мы ни с теми, ни с другими. Государство и далее будет вынуждено принимать какие-то решения, не приносящие прямой пользы народу и вводящие его, народ, в дополнительные расходы. Это нормально.
Надо смотреть не на свою прямую выгоду или невыгоду от подобных решений, а видеть перспективу. Например, любой экологический закон или правило тольпо досаждают промышленникам и простому потребителю. Но это не значит, что они несправедливы. Мы утруждаем себя ради будущих поколений.
Так и в случае с побором на большегрузы: есть перекос в экономике, и он должен быть исправлен.
Кстати, предсказываем, ближайший «антинародный» закон будет об увеличении пенсионного возраста.
© Photo: skosyrev77 via fotki.yandex.ru